Ради чего вы это делаете?

Дети, родители, воспитание

 

Многое, от чего мы теперь страдаем, мы вынесли из детства. Если что-то упорно вдалбливается в голову малыша, он «проглатывает» это, не подвергая сомнению. Такое «проглатывание» установок и запретов психологи называют интроекцией. Оно порождает множество бед, и большинство наших взрослых проблем – оттуда


Тогда нам вдалбливали многие вещи, в правильности которых сами взрослые не сомневались – когда-то. Теперь времена изменились. И головой мы можем прекрасно понимать ложность многих старых  установок, а на деле покорно будем следовать им.


      Программ, записанных в нашей голове, великое множество.
Конечно, мы не отрицаем, что есть масса полезных, которые помогают нам жить и развиваться (нельзя же каждый раз заново учиться ходить). Но есть и такие, которые мешают, подсекают на корню лучшие наши побуждения и даже превращают сосуществование с собственными детьми в нечто вроде окопной войны. Что, сами понимаете, не идёт на пользу ни взрослым, ни детям.


Этот тест поможет вам понять, какими мотивами вы на самом деле руководствуетесь, воспитывая своего ребёнка, на что вы его ориентируете,  и какими могут вырасти те люди, в которых  родители закладывают подобные  программы.

 


Перед вами несколько ситуаций. Решите, как бы вы поступили  и выберете один из вариантов ответа.

№ 1. В скверике на лавочке сидят две девушки и тихо беседуют. Ваш ребёнок скачет вокруг них, изображая лихого всадника, и во весь голос кричит «И-го-го!». Девушки осуждающе поглядывают на вас. Вы
А) говорите ему «Не кричи, это некрасиво»;
Б) не делаете никакого замечания (скверик всё-таки место общественного отдыха) ;
В) говорите: «Не кричи, ты мешаешь людям спокойно поговорить», - и пытаетесь увести его подальше;
 Г) просите девушек тоже покричать, и желательно посильнее.

№ 2. Вы пришли на прогулку в парк, прекрасно провели время. Но Ваш ребёнок переполнен новыми впечатлениями и  слишком возбуждён. Вам надо его успокоить, так как чувствуете, что его совсем «заносит».  Как вы поступите?
А) говорите «сядь, отдохни» и заставляете усесться, несмотря на протесты;
Б) даёте что-нибудь вкусненькое и усаживаете рядом с собою;
В) останавливаете и усаживаете рядом с ним;
Г) хватаете убегающее дитя, обнимаете и говорите: «Давай послушаем, о чём говорят птицы…

№ 3. Дочка-школьница  постоянно разбрасывает носочки и юбочки, вы находите их в самых неожиданных местах. Вы говорите:
А) «Будь любезна, объясни, почему я должна выуживать твои носки из-под всех стульев? Убери на место!».
Б) «Неужели так трудно класть их в ванне, в корзину для белья?»,- говорите вы и собираете вещи.
В) «Опять разбросала? Убери носки, а заодно почистить пылесосом всю комнату».
Г)  Собираете носки и засовываете куда подальше, пусть поищет завтра утром.

№ 4. Ваш ребёнок протягивает надкушенный бутерброд дворовой кошке.   Вы
А) говорите: «Нельзя бросать хлеб на землю, ешь сам»;
Б) говорите «Нельзя, вдруг кошка больная, можно заразиться»;
В) советуете отломить от бутерброда кусочек колбасы и положить около кошки (попутно напомнив, почему с рук незнакомых животных кормить нельзя);
Г) кидаетесь к ребёнку и, слегка царапнув его за руку, выхватываете бутерброд; а потом, когда он оправиться от шока, предлагаете вместе угостить кошку правильно.

№ 5.   Вы застукали своего ребёнка в тот момент, когда он ломал ветку у дерева. Что вы ему скажете?
А) «Не ломай ветку, это всё-таки сквер, а не лес».
Б) «Не ломай ветку, поцарапаешься».
В) «Не ломай ветку, она живая», а если не прекратил, то шлёпаете.                  
Г) Предлагаете прийти сюда ночью и выдернуть  всё дерево целиком.

№ 6. Ваш ребёнок прилип к киоску и громко требует немедленно купить ему  «вот этот журнал». Чувствуя, что на вас уже оглядываются, Вы:
А)  покупаете, потому что представили, как это выглядит со стороны: ребёнок тянется к знаниям, а родители не пускают;
Б)  покупаете, но обещаете дома  как следует с ним разобраться;
В)  говорите твёрдое «нет» и уводите упирающееся дитя;
Г) тычете пальцем в толстую книжку и вопите «хочу эту книгу, купи, купи…».
 
№ 7  Вы с ребёнком пришли в гости с великолепно оформленной  книгой  сказок, которую вместе выбрали в подарок.  Уходя, ребёнок решил прихватить книгу с собой. Вы
 А) объясняете, что подарки обратно забирать нехорошо, так как этим огорчите того, кому подарили, и отдаёте обратно;
Б) уговариваете оставить книгу, а взамен купить новую (такую же или другую);
В) даёте твёрдое обещание, что, если не прекратит, уберёте из его комнаты все книги с картинками;
Г) предлагаете распилить книгу пополам, чтобы обоим детям было поровну и никому не обидно. 

№ 8  Ваш ребёнок гоняет машинку, а рядом лежит его любимый мячик. Знакомая девочка берёт его. Малыш кричит и требует немедленно вернуть. Вы
А) объясняете, что жадным быть плохо, уговариваете дать поиграть, ведь ему вернут, с игрушкой ничего не случится;
Б) утешаете своего рыдающего малыша, убираете мячик с глаз долой;
В) предлагаете девочке другую игрушку или просите её дать свою – напрокат;
Д) кидаетесь к детям, тоже хватаетесь за мячик и тоже вопите. Воспользовавшись их недоумением, мирите детей.

№  9 Вы пришли с родительского собрания далеко  не в восторге от того, что вам сообщила учительница. Вы собираетесь с ребёнком обсудить его поведение. Как и когда вы  начнёте разговор?:
А) сразу и строго;
Б) после ужина (сначала надо посоветоваться с другими взрослыми членами семьи);
В)  пеодходите и говорите: «Даже не представляю, о чём ты думаешь.  Объясни пожалуйста……»;
Г) предупрежу, что нам надо серьёзно поговорить, и выберем удобное время;

№  10.  Вы с ребёнком на пляже, вернее, вы на песке, он – в воде.  Несмотря на все ваши требования,  ребёнок не желает выходить на сушу. Вы
А) вылавливаете  пловца и тихо объясняете,  что в следующий раз он будет плавать только в ванне;
Б) не обращая внимания на вопли, вытаскиваете его из воды; конце концов, здоровье дороже.                                                
В) берёте брызгалку и просите поливать вас; 
Г) начинаете с энтузиазмом рыть «бассейн» или «канал», приглашая его сделать, а потом купаться здесь. 

№  11 Ваша  дочка играет с подружками в популярную игру «резиночка».  Вам хочется тоже попрыгать, как в детстве?  Как вы поступите?
А) Подобная мысль вам  даже в голову не придёт.
Б) Намекаете и ждёте: а вдруг начнут уговаривать, непременно соглашусь.
В) Вы вступаете в игру, если разрешат она и её подружки.
Г) А если не разрешат, организую свою игру. Уж очень хочется.

№  12. Вы стоите  у зеркала и строите себе рожицы. Вдруг замечаете, что за вами наблюдает ваша деточка и иронически улыбается. Вы
А) вообще никогда не гримасничаете перед зеркалом;
Б) смущаетесь и делаете вид, что просто подправляете макияж;
В) продолжаете свое занятие как будто так и надо;
Г) смеётесь и показываете язык.

№ 13  Ваш старшеклассник пришёл из школы очень сердитым, он жалуется на дурака – учителя, который придирался к его домашнему заданию; но у вас есть основания не верить в то, что накануне он выучил все уроки так, как следует прилежному ученику. Что вы сделаете раньше, что потом:
А) делаете замечание, что нельзя так обзываться; потом выслушиваете;
Б) возражаете и напоминаете,  что сам, не учил как следует, да и об учителях так говорить неприлично;
В) сочувственно выслушиваете,  а потом, когда выговорится и успокоится, высказываете собственное мнение по поводу эпитетов и домашних заданий;
Г) дождавшись паузы, разыгрываете монолог учителя «Этот Петров совсем меня не понимает. Я ему говорю…, а он опять, тогда я бы его …»

Подводим итог.

Посмотрите, какая буква в ответах встречается   у вас чаще всего. И станет понятно, ради чего вы собственно и занимаетесь воспитанием.



ОТВЕТЫ на этот ТЕСТ

 

Если вы выбирали...


А) Ваш девиз: «веди себя культурно» (прививаем навыки правильного поведения в обществе); к чему ведёт: ориентируемся на чужое мнение, учим делать напоказ, Навыки культурного поведения нужны, но часто вы одёргиваете ребёнка только затем, чтоб самим хорошо выглядеть в глазах других людей. Вероятно, то, как к вам отнесутся окружающие, - ваш пунктик, на котором  вы «зациклились». Этикет, в конце концов – это только «этикетка» вывеска, гораздо важнее, что за ней стоит. Например, то, какие чувства человек на самом деле испытывает к окружающим. Доброе отношение к миру  намного ценнее натянутой вежливости. На самом деле  этикет не запрещает нам быть самой собой. Только сам человек ставит себе рамки. Мы ставим – и  привыкаем к ним. И тогда эти рамки-ограничения превращаются в клетку.  В результате ни в одно занятие вы не погружаетесь полностью. Вы не проживаете момент, вы его пробегаете. Жизненный опыт не даёт нам впустить в свою жизнь ничего нового. Это приходит как следствие информационных перегрузок или боязни не успеть, а, может быть, и из-за обыкновенной лени и привычке оглядываться на других. Зачем вашему ребенку такая «зашоренная» жизнь?

Б) Опасение, как бы чего не вышло, «забивает» вашу любовь. Готовы всюду подстелить соломку – на всякий случай. Вы чрезмерно опекаете и оберегаете, во что бы то ни стало вы желаете оградить от ошибок. Но на ошибках учатся. Полезно, чтобы ребёнок учился.
Когда в воспитании на первый план выходит не любовь, а опёка, это может привести к тому, что ребёнок устанет от вечного надзора,  взбунтуется или превратиться в капризного тихоню или будет инфантилен, то есть не приспособлен к нашим временам.


В)   Ваш девиз «подготовить к большой жизни». Вы воспитываете в малыше характер и чувство ответственности, учите считаться с чужими интересами, а не только своими, учите сочувствовать;   Это прекрасно, но делаете  вы это порою слишком безаппеляционно, считая, что ваши критерии – и есть та норма, на которую надо ориентироваться.
А попробуйте посмотреть на этот мир так,  как будто вы видите это в первый раз. Глазами  вашего ребёнка. Окунитесь в этот миг и проживите в нём  самозабвенно, как  в детстве.            
А назойливые мысли о завтрашних задачах оставьте на завтра. Не отвлекайтесь на пустяки. Живите сейчас, так, как умеют маленькие дети. Ведь чему-то можно поучиться и у ребенка. 
И тогда вы сможете оставить ему чуть больше пространства  и свободы для роста…

Г )  Вы ориентируетесь на потребности ребёнка, в не на  собственные идеи, страхи  и сомнения. По крайней мере, вы стараетесь не навязывать ему определённую схему действий, а создаете условия, когда он должен выбирать и решать, как поступать дальше. Вы побуждаете человека  думать самостоятельно и, следовательно, нести ответственность за свой выбор. Вы воспитываете играя, вы проста растите и растёте вместе со своим ребёнком. Смело можно сказать, что это самый сложный из воспитательных методов. Но зато и самый ценный. Ведь вы  даете возможность ребёнку на собственном опыте убедился, как надо поступать и к чему может привести тот или иной поступок.

  Заряна и Нина Некрасовы

http://nina-zaryana.livejournal.com/

© Zaryana-Nina